Суббота, 04 мая 2024
Размер шрифта
А А
Контрастность
А А
ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ

Возрастные кризисы детства и юношества.

20 июня 2022 г.

Первый год жизни Крик – единственный способ реагирования ребенка с миром.

Главная роль родителей:

любовь;

забота;

формирование надежной и безопасной детско – родительской привязанности.


От года до 3 лет Ребенок начинает осваивать свое тело, навыки самообслуживания и опрятности;

осваивает речь, предметы и мир вокруг. Задачи родителей: быть доступными для контакта - помочь пережить разочарование (поддержать, утешить, не торопить, не стыдить);

«подзарядить» для новых попыток и подвигов много раз за день; мотивировать для преодоления трудностей.


От 2 до 4 лет Негативизм («нет»), начало формирующегося самосознания и самостоятельности («я сам»).

Задачи родителей: не драматизировать (не воспринимать протест слишком лично и не обижаться);

научиться быть рядом и спокойно выдерживать конфликт (не усиливать агрессию ребенка, не угрожать ему (я умру, я уйду и т.п.);

не проявлять свою агрессию и насилие (бить, запирать);  действовать по обстоятельствам, отстаивать свое мнение, но не потерять отношения и научить этому ребёнка.


От 3 до 6 лет Страхи (конкретные и иррациональные); ролевые игры и конфликты со сверстниками.

Задачи родителей: не обесценить чувства ребенка, посочувствовать, но и не «провалиться» в них, тренировать критичность;

выйти из роли жертвы страха в роль хозяина страха и помочь ребенку пережить и освоить опыт без нравоучений и осуждения. В конфликте всегда, прежде всего, жалеем пострадавшего, а не воздействуем на обидчика (помощь всегда важнее справедливости);

«разбор полетов» - только когда все успокоились.


От 6 до 9 лет Трудности в школе. Формирование способности к волевому поведению (выдерживать режимные запреты и ограничения, тормозить нежелательные действия, учитывать обстоятельства и менять свое поведение);

формирование учебной деятельности (способность воспринимать информацию и действовать по алгоритму и вносить изменения, развитость активного внимания, памяти, логического мышления).

Задачи родителей:  создать безопасную поддерживающую обстановку дома (ребенок не должен попасть в ситуацию молота (давление в школе) и наковальни (в семье));

выслушать, показать, что вы всегда на стороне ребенка и готовы помочь, присоединиться к чувствам ребенка;

поделиться своим опытом преодоления, вселить уверенность в том, что у него все получиться (выводим ребенка из роли жертвы в роль хозяина ситуации);

научить ребенка делить сложные задачи на более мелкие или сначала сделать что –то сложное, а потом легкое.


От 8 до 12 лет Мотивационный кризис:

- учеба превращается в повседневную обязанность, а понимания зачем ему нужны знания нет (нежелание ходить в школу, конфликты с учителями);

- компенсаторная мотивация в другой сфере успешности (самоутверждение в музыке, спорте, рисовании); - исследования нового, знакомства, путешествия;

- интерес к неигровой деятельности (ремонт машины с папой, готовка с мамой).

Освоение темы справедливости, правил, норм, законов, ответственности; начало активной трансформации собственного тела (может быть недовольство своим телом), скачки настроения. Осмысление мира (вместе с родителями, но без нравоучений, оценок и угроз).

От родителей требуется:  забота, предоставление тыла, изредка эмоциональная поддержка, помощь; 

возможность отвлечься, восстановить силы; важно не обесценивать проблемы ребенка, но и не драматизировать (не культивировать состояние «жертвы»).


От 13 до 17 лет Конец бессознательного поведения семейной привязанности (следования) и появление силы опоры на себя и на друзей при отстаивании своей позиции. Возросшие возможности автономности при высокой уязвимости. Слабость самоконтроля и прогнозирования последствий, несдержанность, трудности «оттормаживания» нежелательных действий. Становление и укрепление гендерной идентичности;

От родителей требуется: нужен родительский контроль вопросов здоровья и безопасности, доступность общению – но не с позиции сверху и нажима; 

уважение выбора самого ребенка – «побыть сейчас с тобой или оставить в покое?»; 

относиться к подростку бережно, быть готовым помочь и поддержать, в том числе обратиться к специалисту;

понимать, что этот кризис пройдет и будет легче.


Так же вам пригодится небольшая памятка. Проявляйте внимание и заботу к своим детям, и будьте здоровы! Всегда для Вас, детская поликлиника №8 г. Краснодара.